Исторія и описаніе Русскихъ гербовъ,

СЪ ИЗОБРАЖЕНІЕМЪВСЕХЪ ДВОРЯНСКЕХЪ ГЕРБОВЪ,С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

Выпуск второй

1892.
Дозволено цензурою. С.-Петербургъ 23 Сентября 1892 года.

Предисловіе ко второму выпуску.

Обширность матеріала, при отсутствіи хотя бы сколько нибудь удовлетворительной систематизаціи его, трудность изготовленія рисунковъ гербовъ, дешевымъ, быстрымъ, но вместе съ темъ и достаточно совершеннымъ способомъ — вотъ главныя причины, которыя задержали появленіе въ светъ настоящаго выпуска.
Теперь, когда намъ удалось побороть эти два препятствія, мы надеемся, что „Русская Геральдика" будетъ закончена еще въ первой половине наступившаго года, такъ какъ приступая къ безостановочному ея печатанію, мы расчитываемъ и на безостановочный выходъ дальнейшихъ выпусковъ.
Масса полученныхъ и. получаемыхъ нами писемъ, подтвердила предположеніе о своевременности настоящаго изданія, и мы приносимъ глубокую признательность всемъ лицамъ, которыя своими замечаніями и указаніями иногда оказывали „Русской Геральдике" не маловажную помощь.
Генеалогическія сведенія о фамиліяхъ, будутъ находиться въ соответствующихъ главахъ сочиненія, а также и въ общемъ указателе гербовъ — составленнаго по образцу, помещенному въ I выпуске.

Въ настоящемъ выпуске мы даемъ 302 герба.
П. фонъ-Винклеръ.
С.-Петербургъ. Январь 1894 г.


АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ГЕРБОВЪ
ПОМЕЩЕННЫХЪ ВО ВТОРОМЪ ВЫПУСКЕ.

Авдеевыхъ 479
Автамоновыхъ 450
Адодуровыхъ 469
Аксаковыхъ 380
Андреевскихъ 474
Аристовыхъ 328
Ахматовыхъ 559
кн. Бабичевыхъ 554
кн. Багратіоновъ 509
Бакуниныхъ 364
Барсуковыхъ 367
Баршъ 314
Батвиньевыхъ 347
Бачуриныхъ 360
Башуцкихъ 407
Безгиныхъ 496
Бекетовыхъ 412
Беленихиныхъ 452
Березниковыхъ 445
Бетевыхъ 366
Бибиковыхъ 419
Биркиныхъ 495
Блудовыхъ 405
Бобарыкиныхъ 451
Болгарскихъ $12
Борщовыхъ 381
Бочечкаровыхъ 532
Брюловыхъ 368
Булатовыхъ 527
Бушманъ 311
Быковыхъ 873
Бырдиныхъ 569
Белечихиныхъ 486
кн. Белосельскихъ-Белозерскихъ 435
Бешенцовыхъ 561
Вакаръ 409
Вальцовыхъ 404
Варсонофьевыхъ 453
Вейраухъ 500
Векентьевыхъ 533
бар. Вельо 433
Висленевыхъ 503
Вистицкихъ 577
Воеводскихъ 556
Волковыхъ 544
Волковыхъ 363
кн. Волконскихъ 300
Вонлярлярскихъ 362
Ворониныхъ 408
Вощининыхъ 447
Времевыхъ 374
Вронскихъ 385
кн. Вяземскихъ 418
Галаганъ
Галенковскихъ
Гарсевановыхъ
Гауеръ
Гедда
Герингъ
Глотовыхъ
Глебовскихъ
Глебовыхъ
гр. Головиныхъ
Головковыхъ
Головниныхъ
Гончаровыхъ
Горожанскихъ
кн. Горчаковыхъ
Готовцовыхъ
Гурьевыхъ
кн. Дадьанъ
Даудовыхъ
Девятниныхъ
Де-Дицыныхъ
Деляновыхъ
Деменковыхъ
Денисовыхъ
марк. Де-Траверсе
Добровольскихъ
Дубенскихъ
Дубровскихъ
Елчаниновыхъ 448
Ермоловыхъ 576
Есиповыхъ 350
Есиповыхъ 478
Жуковыхъ 516
Журавлевыхъ 413
Зиловыхъ 339
Зміевыхъ 428
гр. Зотовыхъ 890
Зубатыхъ 281
Зыкиныхъ 291
Ивановыхъ 346
Изъединыхъ 480
Собакиныхъ Совиныхъ 424
Соколовскихъ 376
Соловцовыхъ 354
Сонцовыхъ 307 кн.
Сонцовыхъ-Засекиныхъ
Спешневыхъ 384
Стасовыхъ
Стерлеговыхъ
Столыпиныхъ
Стрекаловыхъ
Струковыхъ
Сухотиныхъ
Сырохневыхъ
Сысоевыхъ
Сеченовыхъ
Танеевыхъ
Тарховыхъ 286
Татариновыхъ
Татариновыхъ 522
Тверитиновыхъ
Тимашовыхъ
Тихорскихъ 290
Топильскихъ
Торсуковыхъ 538
Труновыхъ 485
Тулениновыхъ
Тучковыхъ
Увакиныхъ
Ушаковыхъ 317
Ушаковыхъ 442
Фанъ-деръ-Флитъ Фиглевыхъ
Философовыхъ 480
Фишеръ 560
Хлебниковыхъ 455
Хорватъ 416
Цыгоровыхъ 436
Чарыковыхъ 508
Чевкиныхъ 572
Чемодановыхъ 483
Черноглазовыхъ 331
Черносвитовыхъ 513
Черторижскихъ 284
кн. Чингисъ 557
Шалимовыхъ 287
Шаминыхъ 473
кн. Шелешпанскихъ 434
Шервудъ-Верныхъ 335
Шиловскихъ 550
Шиповыхъ 466
Штеръ 306
Шубиныхъ 526
Шуклиныхъ 318
Шумаковыхъ 432
Щербовыхъ 358
Щетининыхъ 421
Экерманъ 401
Языковыхъ 310
Якимовичъ 463
Яковлевыхъ 403
Яминскихъ 481
Янковичъ-де-Миріево 329
Янковыхъ 417


Квадратомъ называется прямоугольникъ у котораго все стороны равны, а гонтомъ и брускомъ — прямоугольники у которыхъ высота равна V2 ширины — у перваго и наоборотъ — у второго.
Ромбомъ — называется равносторонній параллелограммъ у котораго верхній и нижній углы острые (рис. 276). Сквозной ромбъ у котораго разстоянія между боковыми углами = 1/3 разстоянія между верхнимъ и нижнимъ называется веретеномъ (рис. 277). Иногда такъ называется и просто сквозной ромбъ.
Металлическая круглая фигура (рис. 278) представляетъ монету, которой иногда придаютъ названіе византійской, такъ какъ первыя подобныя монеты были византійскіе золотые (византины besant), прикреплявшіе крестоносцами къ своимъ щитамъ въ память похода. Круглая финифтяная фигура составляетъ шаръ (рис. 279). Круглая фугура иногда можетъ быть разсечена, такъ что одна половина ея будетъ финифтяная, а другая металлическая. Такую фигуру прежде называли шаро-монетой, или монето-шаромъ, въ зависимости отъ правой половины фигуры. Но въ настоящее время эти названія почти не употребляются.

Решеткою называется фигура, образованная пересекающимися перевязями (рис. 280). Если перевязи эти узкія и места пересеченія ихъ закреплены гвоздями, то получается сеть или сетка (рис. 281).
Помещаясь въ щите по несколько, геральдическія фигуры могутъ покрывать его образуя щитъ разделенный столбами, поясами и т. п. Отличіе такого, разделеннаго геральдическими фигурами щита, отъ щита въ которомъ помещено несколько однородныхъ фигуръ, заключается въ томъ, что въ первомъ случае число металлическихъ и финифтяныхъ частей будетъ одинаковое, а во второмъ нетъ.
Разделяя щитъ или просто рпомещаясь в щитъ, почетная фигура можетъ быть прерванною, т. е. какъ бы составленную изъ двухъ равныхъ частей, соприкасающихся въ одной точке. Простыя фигуры могутъ не только делить щитъ (рис. 282), но также и почетныя фигуры, которыя въ этомъ случае называются составленными (рис. 283, 284).
Квадраты, покрывая сплошь щитъ или почетную фигуру, делаютъ ихъ шахматными (рис. 285 и 286). Если въ щите квадраты нижняго ряда начинаются подъ серединою квадратовъ верхняго, то щитъ называется сдвинутошахматнымъ.
Гонты одного металла или финифти, покрывая щитъ или фигуру, образуютъ стенку, (рис. 287). Очертания гонтов въ этомъ случае называют швами.
Щитъ составленный или разделенный, образуетъ какъ бы одно поле въ которомъ могутъ помещаться гербовыя фигуры. Къ подобнымъ же щитамъ, должны быть отнесены и еще два, хотя и образованные негеральдическими фигурами, но обладающими теми же свойствами Щиты эти: составленные изъ перьевъ (рис. 288) я покрытые чешуею (рис. 289). Но оба эти вида щитовъ употребляются крайне редко.

ГЛАВА VI.
Фигуры негеральдическія.
Негеральдическія фигуры делятся на естественныя, искусственныя и фантастическія.
Естественными фигурами называются изображенія предметовъ, существующихъ въ природе, а также изображенія ангеловъ святыхъ и другія относящіяся къ религіи.
Фигуры искусственныя — это созданныя рукою человека, а фантастическія заимствованныя изъ поэзіи или мифологіи, имеющія на половину человеческія, на половину животныя формы, или же изображенія фантастическихъ животныхъ.
Число негеральдпчеекихъ фпгуръ безконечно, такъ какъ создавая новый гербъ, можно внести въ него н новое открытіе въ природе, новый модъ искусства пли фантазіи человека. Но при всей массе подобныхъ изображеній, некоторыя изъ нихъ, употребляясь въ геральдике наиболее часто, въ виде известнаго символа или эмблемы, вызвали особыя правила для своего положенія, вида, формы иногда даже цвета и такимъ образомъ получили особенныя свойства. Помещаясь на щите, фигуры эти всегда изображаются одинаково, между темъ какъ другія могутъ иметь совершенно произвольный видъ.
Какъ мы видели выше каждая фигура имеетъ на щите определенное положеніе. Последнее совершенно не зависитъ отъ того, какая будетъ фигура, въ какомъ положеніи она находится или какой видъ имеетъ, а является лишь относительнымъ къ различнымъ другимъ м?стамъ или фигурамъ. Поэтому такое положеніе, т. с. м?сто, занимаемое фигурою на щит? называется относительнымъ положеніемъ фигуры.
Но некоторыя негеральдическія фигуры имеютъ свои особые форму, видъ, положеніе, совершенно независящіе отъ того въ какомъ месте на щите фигура находится. Это второе, постоянное положеніе въ которомъ находится фигура или видъ который она имеетъ называется абсолютнымъ ея положеніемъ.
Хотя разныя фигуры имеютъ и разныя абсолютныя положенія, но существуютъ некоторыя, общія всемъ негеральдическимъ фигурамъ, независимо отъ
того, какія оне будутъ. Такъ все помещенныя на щите фигуры должны быть обращены переднею своею частью въ правую сторону щита. Если же оне обращены въ левую, то называются повернутыми или обращенными. Исключенія изъ этого правила представляютъ фигуры круглыя или плоскія, помещенныя впрямь и некоторыя другія, имеющія свои особыя положенія. Человеческая фигура (пешая) также обыкновенно изображается почти впрямь, лишь съ незначительнымъ поворотомъ вправо.
Две фигуры иногда помещаются такъ, что переднія ихъ части обращены или одна къ другой, или въ противоположныя стороны. Въ первомъ случае фигуры называются сходящимися (рис. 290), а во второмъ расходящимися (рис. 291).
Часто фигура изображена такъ, что видна лишь передняя половина ея.
Такая фигура называется выходящею или возникающею. Если же видна меньшая, головная часть, а у изображеній животныхъ и концы переднихъ лапъ (иногда и хвостъ), то такая фигура иногда называется выглядывающею. Должно заметить, что последнія два положенія обыкновенно принимаются лишь животными. Часто изображается не целая фигура, а лишь какая нибудь часть ея. Въ этомъ случае, если линія, но которой отделена часть отъ целаго не прямая, а неправильная, въ виде ключьевъ шерсти, или извилистая, то часть эта называется отозванною.
Искусственныя геральдическія фигуры часто изображаются въ гербе пересекающимися или скрещивающимися (рис. 292, 293 И 294).
Если въ этомъ случае фигуры пересекаясь образуютъ прямой крестъ, то оне называются расположенными въ кресты, когда пересеченіе ихъ образуетъ андреевскій крестъ, то фигуры помещены на крестъ.

ЕСТЕСТВЕННЫЯ ФИГУРЫ.
Фигуры эти образуютъ самую большую группу негеральдическихъ фигуръ и наиболее притомъ разработанную. Оне делятся на изображенія: і) человека, 2) животныхъ, 3) растеній и 4) планетъ, звездъ и стихій.

Изображенія человеческія.
Первое место между такими изображеніями занимаютъ фигуры святыхъ и ангеловъ. Затемъ следуетъ крайне незначительная группа мифологическихъ божествъ и историческихъ лицъ. Последняя группа — изображенія самаго человека крайне разнообразна, а еще чаще встречаются отдельныя части тела: головы руки и т. д. Отличительная черта человеческихъ фигуръ состоитъ въ томъ, что все они изображаются финифтью натуральною и телесною.

СВЯТЫЕ И АНГЕЛЫ.
Главнейшее изображеніе среди нихъ принадлежитъ изображеніе Пресвятой Девы Маріи. Она обыкновенно изображается съ младенцемъ Іисусомъ на рукахъ.
Изображенія этого въ нашихъ гербахъ не встречается, а въ Западной Европе оно довольно редко и то лишь въ гербахъ духовныхъ лицъ. Изъ святыхъ наиболее часто встречаются въ Западной Геральдике: Св. Петръ, Георгій, Андрей, Екатерина, Варвара и другіе. Они всегда изображаются съ своими атрибутами: Св. Петръ съ ключемъ въ руке, Св. Георгій на коне поражающій мечемъ или копьемъ дракона и т. д. У насъ встречается лишь последній святой, въ гербахъ Московскомъ и Грузіи.
Ангелы изображаются въ образе прекрасныхъ юношей въ белыхъ одеждахъ съ длинными крыльями за плечами. Иногда у нихъ въ рукахъ свитокъ, ветви или агнецъ.
Архангелы обыкновенно Михаилъ и Гавріилъ, отличаются отъ ангеловъ серебряными или золотыми одеждами, и сіяніемъ вокругъ главы (рис. ЗОО и 301). Херувимы и серафимы гораздо реже встречаются, въ гербахъ. Первые изображаются одною детскою головою, помещенною между двумя крыльями, а вторые такою же головою, но между шестью крылами.
Діаволъ изображается крайне редко и обыкновенно поражаемый Архангеломъ Михаиломъ. Известенъ лишь одинъ гербъ, где помещена отдельная фигура діавола. Онъ принадлежитъ немецкой фамиліи Тейфель.

Микологическія божества и историческія лица.
Изображенія эти довольно редки. Изъ языческихъ божествъ чаще встречаются изображенія Юпитера, Геркулеса, Вакха, Аполлона, Минервы, Музъ и другія. Каждая изъ этихъ фигуръ представляется съ атрибутами ей принадлежащими. Такъ Юпитеръ съ молніями въ рукахъ и сопровождаемый орломъ (рис. 302 и 303); Вакхъ въ виде юноши, увенчаннаго плющемъ и виноградными листьями, сопровождаемый сатирами; Минерва со щитомъ и копьемъ (рис. 304) — музы каждая съ принадлежащими ей символами (рис. 305).
Къ этой же группе относятся эмблематическія изображенія разныхъ нравственныхъ качествъ или пороковъ, странъ света, наукъ, художествъ и тому подобнаго, въ виде человеческихъ фигуръ (рис. 306). Последнія чрезвычайно разнообразны, хотя употребляются довольно редко въ гребахъ частныхъ лицъ. Но такъ какъ оне встречаются довольно часто въ архитектуре и въ декоративномъ искусстве, то мы нашли уместнымъ привести описаніе главнейшихъ изъ такихъ изображеній.
Архитектура, изображается женщиною величественнаго вида, стоящею или сидящею, съ длинными волосами, украшенными венкомъ; въ ея рукахъ чертежъ, а подле лежатъ циркуль, наугольникъ, масштабъ и другіе чертежные инструменты.
Астрологія представляется женщиною въ голубой одежде, въ короне изъ звездъ, съ крыльями за плечами, со скипетромъ въ руке и земнымъ шаромъ подъ ногами.
Астрономія изображается съ такой же короною и въ лазуревой одежде: въ рукахъ ея небесный шаръ и сферическій циркуль, а у ногъ лежатъ астролябія, телескопъ и другіе астрономическіе инструменты.
Августъ представляется въ виде человека, держащаго у рта чашу съ прохлаждающимъ напиткомъ, и опахало изъ павлиньихъ перьевъ. Иногда девою или знакомъ зодіака.
Апрель представляется въ виде молодого человека, украшеннаго цветами, часто пляшущаго; иногда тельцомъ.
Азія изображается въ виде загорелой женщины въ голубой одежде и желтой епанче, съ гордостью ж суровостью въ лице, сидящей на верблюде; плечи, грудь и левая рука обнажены; голова покрыта белою чалмою съ желтыми полосами и украшена перьями цапли; въ одной руке ящикъ съ благовонными травами, а другою она опирается на щитъ, по средине котораго изображенъ полумесяцъ. По сторонамъ стоятъ сосуды, наполненные душистыми растеніями и кадильница, а спереди лежатъ знамена, литавры, барабаны, бубны, сабли, луки и стрелы. Иногда представляется стоящею на земле и держащею змію въ правой, а руль въ левой руке, а также стоящею на корабельной корме съ якоремъ въ рукахъ, и увенчанною высокою юродскою короною.
Африка изображается полунагой негритянкою, сидящей на слоне и осеняемой подсолнечникомъ; въ ушахъ у нея крупныя жемчужины, а на рукахъ богатыя зарукавья. Иногда на голове ея слоновая кожа, которую она держитъ за клыки; а у ногъ ласкающійся левъ. Иногда въ ея правой руке скорпіонъ, въ левой - рогъ изобилія, а у ногъ корзина съ цветами и плодами.
Америка представляется въ виде смуглой и свирепой женщины, сидящей на черепахе, держащей въ одной руке дротикъ, а въ другой лукъ, въ юпке изъ разноцветныхъ перьевъ; изъ нихъ же и ея головной уборъ, въ руке лукъ, и за плечами колчанъ со стрелами.
Безопасность изображается женою, безпечно сидящею на стуле и опершеюся правою рукою подъ подбородокъ. Иногда въ одной руке держитъ рогъ изобилія, а въ другой горящій факелъ, которымъ сжигаетъ оружіе, лежащее у своихъ ногъ. Иногда представляется полунагою и опершеюся на рогъ изобилія, и другимъ такимъ-же рогомъ въ руке, или сидящею предъ курящимся олтаремъ.
Безсмертіе изображается въ виде человека съ крыльями. Подле него стоитъ обелискъ и пальма; въ правой руке человека — скипетръ, а въ левой губка.
Благополучіе изображается стоящею женщиною облеченною въ длинную одежду и держащею въ одной руке Меркуріевъ жезлъ, а въ другой рогъ изобилія.
Благородство представляется въ виде человека съ копьемъ въ одной и малымъ изображеніемъ въ другой руке.
Благочестіе изображается въ виде сидящей женщины, покрытой длиннымъ покрываломъ: иногда какъ бы молящейся съ простертыми вверхъ руками; иногда держащею въ одной руке храмъ, а въ другой сосудъ съ куреніемъ; или въ правой руке ея рогъ изобилія, а левая лежитъ на голове младенца; у ногъ ея стоитъ аистъ. Существуютъ и другія изображенія.
Богатство изображается въ виде престарелой женщины, богато одетой и украшенной драгоценными каменьями, съ рогомъ въ руке, наполненнымъ золотыми и серебряпными монетами. Иногда въ образе плешиваго старика сидящаго на древней великолепно убранной колеснице, запряженной белыми богато убранными конями, которыхъ ведутъ четыре женщины. Старикъ достаетъ изъ сундуковъ и мешковъ деньги и раздаетъ народу, теснящемуся вокругъ. Съ одной стороны его стоитъ счастіе и слава, а съ другой Крезъ и Мидъ.
Боязнь изображается въ виде юноши, побледневшаго въ лице, съ коленами, трясущимися отъ страха; у ногъ его крылья и заяцъ.
Бедность изображается въ виде сухощавой старухи, сидящей на снопе соломы, въ колеснице ветхой и разломанной, въ которую запряжены тощій конь и оселъ; предъ него мужчина и женщина идутъ съ печальными лицами.
Бедность или нищета, христіанская, презирающая богатство, изображается женою, держащею въ руке Евангеліе, а ногами попирающею сосуды, изъ коихъ сыплются драгоценные камни, золото и серебро.
Богословіе изображается почтенною женою, смотрящею на небо, въ светло - голубой одежде, съ треугольною на главе діадемою; или сидящею на облакахъ, въ беломъ, зеленомъ и красномъ одеяніи. Иногда подле нея находятся сидящій голубь и книги.
Веселіе изображается молодою женою веселою, смеющейся, держащею въ правой руке пальмовую ветвь или колосья, а въ девой рогъ изобилія.
Вольность представляется въ виде знатной римлянки, облеченной въ белую одежду, держащей въ одной руке скипетръ, секиру, жезлъ, или булаву, а въ другой шапку; у ногъ ея лежатъ кошка, а иногда изломанный плугъ или ярмо, илі шапка между двумя кинжалами. Она изображается и въ виде птицы, летающей съ нитью.
Вера представляется въ образе жены величественнаго вида, съ покрываломъ на голове, держащей въ одной руке крестъ, а въ другой библію, и стоящей на угловатомъ камне. Иногда стоящею на облакахъ, въ простой и препоясанной одежде, съ Евангеліемъ въ правой руке и крестомъ, въ левой водруженномъ въ облака; покрывало у ней спущено назадъ и лежитъ по плечамъ; сверхъ ея одежды длинная мантія, разстилающаяся по облакамъ, такъ, что только видны пальцы ногъ; на груди начертано I. X. Древніе изображали ее слономъ, думая, что животное это покланяется солнцу.
Вера Христіанская представляется въ виде Скрижалей, Евангелія, креста и потира, окруженныхъ сіяніемъ.
Верность изображается въ виде жены, держащей въ руке ключъ, или корзину съ плодами, въ другой печать, сердце, или колосья; подле ея стоитъ собака.
Врачеваніе (медицина) представляется въ образе Эскулапа въ лавровомъ венце, держащаго въ одной руке змію, около его локтя обвившуюся, а въ другой трость. Подл него петухъ и собака. Иногда изображается сидящимъ и держащимъ въ правой руке сосудъ около котораго змея, а другою опирающимся о палицу.
Вода вообще изображается въ виде молодой и прекрасной девы, съ распущенными длинными серебренными волосами, увенчанной венкомъ изъ тростника, съ сосудомъ въ рукахъ, откуда льется вода, и съ лежащимъ у ногъ ея дельфиномъ. Море представляется въ виде кита, дельфина, морскихъ чудовищъ, или кораблей, видимыхъ вдали. Океанъ означается китомъ, или старикомъ, сидящимъ на морскихъ волнахъ, съ копьемъ въ рукахъ, сосудомъ, изъ котораго льется вода, и лежащимъ подле него морскимъ чудовищемъ.
Река изображается въ виде старика съ длинными власами и густою бородою, увенчаннаго венкомъ изъ тростника, лежащаго въ камыше и облокотившагося па урну, изъ коей течетъ вода; иногда въ образе рогатаго тельца, а иногда нагою женщиною по поясъ плавающею въ воде.
Воздухъ изображается въ видt жены, сидящей на облакахъ и держащей въ рукахъ Хамелеона, съ сидящимъ подле нея орломъ.
Ветеръ представляется въ образе человека или крылатаго генія, безпокойнаго и летающаго.
Время, вообще, представляется въ образе старика, изсохшаго, съ крыльями, седыми власами и бородою, держащаго въ рукахъ косу; иногда въ виде мужа безъ крыльевъ, сидящаго на колеснице, запряженной двумя оленями.
Будущее — солнцемъ, являющимся въ своей колеснице, предъ которымъ едетъ Аврора. Настоящее — пускаемыми младенцемъ мыльными пузырями. Прошедшее — песочными часами. Все эти времена иногда изображается трехличною фигурою.
Времена годичныя. Весна изображается въ виде Флоры, въ венце на главе, соплетениомъ изъ цветовъ, съ корзинкою въ рукахъ, наполненною цветами.
Зима — одетою въ теплое платье или шубу, или сидящею близь огня. Лето увенчается колосьями, со снопомъ и серпомъ въ рукахъ, и дракономъ, подле лежащимъ. Осень представляется въ виде вакханки или самаго Вакха, въ пурпуровой одеждой, въ венце изъ виноградныхъ листьевъ, съ виноградными гроздями въ руке и съ корзиною, наполненною плодами, на главе.
Времена дня. Утро представляется крылатою женою со звездою на главе, иногда молодою Нимфою, увенчанною цветами и сидящею въ алой или пурпуровой колеснице, влекомой Пегасомъ, съ факеломъ въ правой руке, разсыпая розы левою. Вечеръ изображается въ виде Діаны, едущей въ своей колеснице на звериную ловлю. День представляется въ образе Аполлона, объезжающаго въ своей колеснице небесной зодіакъ. Ночь изображается женою въ маковомъ венце и въ длинной черной мантіи, усыпанной звездами и цветами мака. Иногда съ обращеннымъ внизъ факеломъ. Полдень представляется въ виде Венеры, обнимающей Амура или Аполлона, едущаго въ своей колеснице, съ быстрыми конями, прогоняющими предъ собою облака.
Время часовое изображается богинею съ перепончатыми крыльями какъ у бабочекъ, и солнечными или иными часами.
Время нескончаемое, вечная жизнь, вечность представляется въ образе времени, держащаго въ руке или змію, свившуюся кольцемъ, или какое нибудь кольце.
Востокъ представляется въ образе Аполлона, озареннаго лучами, выходящаго изъ недръ Фетиды и садящагося въ колесницу, подведенную ему часами.
Гневъ представляется въ образе бледнаго и сухощаваго человека, съ петухомъ подъ пазухою и съ лозами въ руке.
Гордость изображается въ виде слепца въ богатой одежде, стоящаго одною ногою на шаре и поднявшаго въ верхъ правую руку. Подле него стоитъ павлинъ съ распущеннымъ хвостомъ.
Географія изображается въ виде человека, съ квадратомъ и циркулемъ въ рукахъ и земнымъ шаромъ, стоящимъ у ногъ.
Геометрія представляется женою, сидящею и держащею въ рукахъ циркуль, отвесъ или только наугольникъ, или въ виде младенцевъ, трудящихся надъ земнымъ шаромъ, предъ ними стоящимъ, имея въ рукахъ разныя математическія орудія.
Добродетель вообще, изображается въ виде жены, облеченной въ белую одежду, съ почтеніемъ и безстрастіемъ на лице сидящей на четвероугольномъ камне и держащей въ правой руке венецъ.
Европа изображается на подобіе Паллады, въ шлеме, держащей въ рукахъ скипетръ и рогъ изобилія, со стоящимъ подле нея конемъ. Иногда въ образе жены, одетой въ золотой доспехъ и длинную желтую мантію, сидящей на пушке, имеющей видъ величественной, благородной и милосердной, на главе ея шлемъ, украшенный большими белыми перьями, въ рукахъ скипетръ и рогъ изобилія, съ одной ея стороны бодрая и ржущая лошадь, а съ другой представляются книги, знамя, шлемъ и щитъ съ орломъ или лиліями.

Живопись изображается женою задумчивою, сидящею поредъ мольбертомъ, съ начатою картиною: палитра, кисти, палка и разныя древнія статуи стоятъ около нея. Иногда съ завязаннымъ ртомъ и съ крылатымъ младенцемъ, стоящимъ подле нея.
Зависть изображается престарелою женою, бледною, безпокойною и печальною съ черными и нечистыми зубами, отвислыми грудями, косыми очами и ввалившеюся изсохшею кожею на теле; на голове и въ рукахъ у нее змія подле нея семиглавая гидра и собака.
Земледеліе изображается женою, въ венце, изъ сплетенномъ колосьевъ, подле нея плугъ и деревцо, начинающее цвести.
Земля изображается женою, увенчанною цветами, держащею въ руке рогъ изобилія, наполненный цветами и плодами, со львомъ, стоящимъ у ея ногъ.
Западъ изображается въ виде Феба или белокураго юноши, оставляющаго свою колесницу и идущаго покоиться въ объятіяхъ Фетиды.
Изобиліе изображается въ виде молодой и нежной девы съ рогомъ, наполненнымъ цветами и плодами, или съ двумя таковыми же рогами. Иногда увенчанною цветами и держащею связанные разные плоды. Подле нея стоитъ хлебная мера, съ макомъ и колосьями.
Истина изображается вся нагая, съ солнцемъ надъ головою; иногда съ пальмовою въ руке ветвію или съ зеркаломъ.
Исторія представляется въ виде стоящей жены, величественнаго и важнаго вида и въ великолепной одежде, глядящей назадъ, держащей въ рукахъ книгу и перо или трость; или сидящей въ лавровомъ венце, облокотившейся на около лежащія книги и державшей въ рукахъ книгу и трубу.
Клевета изображается въ виде зверообразной фуріи со сверкающими очами, держащей въ одной руке зажженный факелъ, а другою влекущей за волосы невинность, представленную въ образе младенца, воздевающаго къ небесамъ руки.
Кротость означается невинною женою съ масличною ветвію и агнцемъ лежащимъ у ногъ ея и голубемъ.
Крепость изображается въ виде жены, покрытой шлемомъ и держащей въ одной руке копье, а въ другой щитъ или подсолнечникъ.
Красноречіе изображается молодою девою, покрытою цветами и жемчужнымъ венцемъ, держащею въ рукахъ скипетръ и разогнутую книгу; иногда вооруженною съ ногъ до главы, съ книгою и громовою стрелою въ рукахъ.
Ложь представляется въ виде человека съ маскою, и лисицею подле него стоящею.
Любовь изображается въ виде крылатаго и нагого, а иногда слепого младенца, съ лукомъ и колчаномъ со стрелами; иногда съ завязанными очами и съ факеломъ въ руке.
Любовь къ Богу представляется въ виде крылатаго младенца, взирающаго къ небесамъ, стоящаго предъ жертвенникомъ на коленахъ и держащаго въ одной руке горящее сердце, а въ другой скрижали или книгу.
Любовь къ отечеству изображается въ виде мужа въ венце изъ дубоваго листа, съ масличною ветвію въ руке.
Леностъ изображается въ виде жены съ растрепанными волосами, въ худомъ одеяніи, спящей на земле и держащей одну руку подъ главою, а другою обращенные песочные часы, означающіе потерянное время.
Милосердіе изображается въ виде жены въ лавровомъ или масличномъ венце, и съ масличною или лавровою въ руке ветвію.
Миролюбіе представляется кроткою женою съ рогомъ изобилія или масличною въ руке ветвію или факеломъ, коимъ возжигаетъ огонь подъ кучею лежащаго оружія.
Математика означается престарелою женою, держащею циркуль въ руке и изображающею на бумаге кругъ; у ногъ ея шатеръ.
Музыка изображается въ виде жены съ лирою въ рукахъ и другими музыкальными орудіями и нотами, лежащими у ея ногъ.
Месяцъ вообще, изображается зодіакомъ, съ обыкновенными небесными знаками: иногда въ виде человека съ крыльями, цветами, плодами, или животными.
Надежда изображается въ виде молодой жены или девы, въ зеленомъ одеяніи и въ венце изъ цветовъ, держащей одною рукою цветы или лилію, а левою поддерживающей полу своей одежды.
Неблагодарность изображается въ виде змеи, кусающей человеку, согревшему ее; или плюща, засушившаго дерево, которое его поддерживало.
Невежество представляется въ образе жены слепой или съ завязанными глазами, иногда съ ослиными ушами.
Непослушаніе изображается въ виде гордой и надменной жены, съ головнымъ уборомъ изъ павлиньихъ перьевъ; правая у нее рука поднята къ верху, у ногъ узда.
Несогласіе представляется въ образе бледной яростной фуріи; вместо волосъ у нея на голове зм?и, переплетенныя окровавленною лентою; въ одной руке змея, а въ другой зажженный факелъ пли кинжалъ.
Наука вообще, изображается престарелою женою, съ лежащими предъ нею разными книгами, глобусомъ, циркулемъ, линейками, и проч. Иногда держащею зеркало н треугольникъ въ рукахъ, и съ крыльями за плечами; иногда идущею съ факеломъ, окруженною сіяніемъ света, держащею руль и стоящею на шаре.
Натура изображается въ виде женщины грудь которой со многими сосцами, и съ коршуномъ, сидящимъ на ея руке. Иногда молодою девою въ простой одежде, въ венце изъ цветовъ, подающею руку художеству.
Огонъ изображается въ виде Вулкана, стоящаго посреди своихъ Циклоповъ; иногда въ образе Весталки, стоящей предъ жертвенникомъ, иа которомъ горитъ священный огонь; или жены, держащей сосудъ съ огнемъ и съ саламандрою, лежащею у ногъ ея.
Плодородіе изображается въ виде жены, стоящей и держащей въ левой руке рогъ изобилія, а въ правой младенца.
Победа представляется молодою девою, держащею въ одной руке пальмовую ветвь, а въ другой лавровой венецъ, или крылатою женою, съ рогомъ изобилія и пальмовою ветвію.
Порокъ изображается въ виде гарпій или птицъ, съ девичьимъ лицемъ, бледнымъ, съ когтями на рукахъ, чревомъ безобразнымъ и ненасытнымъ.
Правда изображается вся нагою, съ солнцемъ надъ головою на которое она пристально смотритъ.
Правосудіе представляется въ человеческомъ образе, съ завязанными очами, съ весами и шпагою въ рукахъ, или звездою на главе.
Предъусмотрительность изображается женою, держащею въ одной руке око, окруженное лучами, а въ другой волшебную трость.
Провиденіе изображается женою, держащею рогъ изобилія, руль, скипетръ или жезлъ, касаясь имъ шара, въ знакъ того, что Богъ управляетъ Вселенною.
Политика представляется въ образе жены задумчивой, быстраго и проницательнаго взгляда, съ находящимися въ рукахъ весами.
Расколъ представляется страшнымъ и гнуснымъ чудовищемъ, съ красными очами, пеною около рта, и горящимъ факеломъ въ рукахъ.
Рисованіе изображается въ виде Генія, держащаго въ руке рисовальное перо; а предъ нимъ находятся старинныя изваянія, Аполлонъ, Венера, маски и проч.
Резное искусство означается геніемъ, держащимъ въ рукахъ молотокъ и долото, и окруженнымъ разными старинными статуями.
Сварливость изображается надменною женою исходящею изъ волнующагося моря, пылающею гневомъ и имеющею горящія очи и пламенное лице.
Скупость или сребролюбіе изображается старымъ человекомъ, считающимъ деньги, или держащимъ завязанной денежной мешокъ, или стоящимъ посреди изобилія и умирающимъ съ голода.
Слава представляется въ образе прекрасной жены, въ богатой одежде, держащей въ рукахъ золотые и лавровые венцы.
Смелость изображается въ виде Марса или Геркулеса, съ палицею и львиною кожею; или въ образе жены въ шлеме, съ копьемъ и шпагою въ рукахъ.
Союзъ означается двумя лицами, вместе представленными, или двумя руками, сложенными вместе.
Справедливость изображается женою, держащею въ рукахъ весы и копье, или съ рогомъ изобилія, копьемъ, или масштабомъ.
Стыдливость представляется въ образе молодой жены, осеняемой обширнымъ покрываломъ и держащей у рта палецъ.
Суеверіе изображается въ виде старухи, съ повязкою на очахъ, держащей въ рукахъ сову или кролика.
Суета представляется въ образе богатоубранной жены, смотрящей пристально въ зеркало и любующейся собою.
Смерть изображается въ виде человеческаго скелета съ крыльями, съ косою, иногда съ кипарисною ветвію и въ черной епанче.
Судьба представляется въ виде человека, съ земнымъ шаромъ подъ ногами, и съ урною въ рукахъ, въ которой хранится человеческій жребій.
Северъ изображается въ виде Лапландца, окруженнаго снегомъ и инеемъ.
Твердость изображается въ виде стоящаго человека, и опирающагося на столбъ и держащаго весы въ равновесіи.
Терпеніе представляется въ виде человека, съ прижатыми къ груди руками, съ ярмомъ за плечами.
Трудолюбіе изображается въ виде Меркурія, держащаго въ рукахъ свой жезлъ и флейту. Иногда придаютъ ему скипетръ съ крыльями, надъ которымъ рука, а надъ нею око.
Философія изображается женою важною и размышляющею, въ величественной діадеме, сидящею на беломъ мраморномъ троне и держащею две книги въ рукахъ, а иногда и скипетръ.
Художество вообще, представляется Геніями или крылатыми младенцами, съ Меркуріевымъ жезломъ въ рукахъ и съ разными у ногъ лежащими предметами: трубою, лавровымъ венцомъ, палитрою и кистями, съ лирою, перомъ, книгами, шаромъ, и проч.
Целомудріе изображается девою въ длинной белой одежде, съ покрываломъ и со скипетромъ, сверху котораго видно всевидящее око, или съ белою лиліею въ рукахъ.
Человеколюбіе изображается въ виде стоящей или сидящей жены, держащей на рукахъ двухъ младенцевъ и пылающее сердце; у ногъ ея покоится третье дитя; подле нея горящія уголья и странники.
Честь представляется женою въ лавровомъ венце, съ копьемъ и лавровыми венцами или съ масличною ветвію и рогомъ изобилія, въ рукахъ.
Щедрость изображается женою, держащею въ рукахъ рогъ изобилія, наполненный драгоценными каменьями, жемчугомъ, медалями, золотыми и серебряными монетами.
Югъ представляется въ образе негритянки, лежащей подъ тенью густого кустарника, съ изображеніемъ короткой тени, показывающей, что солнце стоитъ прямо надъ главою.
Изъ лицъ историческихъ, встречающихся у насъ крайне редко, укажемъ св. князя Феодора Ростиславича (рис. 307) и Самсона, раздирающаго руками льва (рис. 808 и 309).
Изображеніе человека встречается въ гербахъ въ громаднейшемъ разнообразіи. Онъ представляется на всехъ ступеняхъ развитія и положенія, различныхъ сословій, племенъ, народностей и т. п. Это. можетъ быть воинъ, крестьянинъ, негръ, дикарь и т.д., можетъ быть коннымъ или пешимъ — однимъ словомъ изображеніе это безконечно разнообразится (см. рис. 310—326). Женскія фигуры встречаются въ гербахъ гораздо реже (рис. 327— 328).

Отделныя части тела встречаются чаще, чемъ целыю фигуры. Иногда это голова (рис. 329), сердце (рис. 330), глазъ (рис. 331), правая или левая рука или раскрытая ладонь(рис. 332-340), ноги (рис. 341), и даже черепъ и кости.

Некоторыя изъ этихъ изображеній имеютъ особыя символическія значенія. Такъ рука, поднятая вверхъ съ двумя вытянутыми перстами и сложенными остальными, называется десницею и означаетъ верность, присягу, сохраненіе клятвы (рис. 335); рука съ мечемъ — храбрость, мужество; съ мечемъ и лавровою или масличною ветвью знакъ готовности къ войне и миру. Две сложенныя вместе руки называются верностью (foi) и служатъ ея символомъ.
Сердце, пронзенное тремя гвоздями называется страждущимъ. Редко изображаются слезы или капли воды; если оне червленыя, то это капли крови.

Изображеніи животныхъ.

Эту группу иегеральдическихъ фигуръ можно разбить на три чясти: 1) млекопитающіяся, 2) птицы и 3) земноводныя, гады, рыбы и насекомыя. Первая группа наиболее значительна.
Иногда животныя изображаются безъ языка, костей, клыковъ, клюва, плавниковъ и т.п. Такія фигуры называются безоружными (mornees). Если же части эти у нихъ другой финифти или металла, чемъ остальное туловище, то оне получаютъ названіе вооруженія. Французскіе геральдисты въ этомъ случае говорятъ: arme - о когтяхъ; lampasse — о языке и becquee — о клюве и т.д. Но намъ кажется, что нетъ особенной надобности вводить отдельные термины, такъ какъ у насъ не встречается, чтобы эти части были различныхъ между собою финифтей. Голова животнаго можетъ быть обращена, въ иную чемъ туловище сторону.
Фигура животнаго можетъ быть украшена короною, въ ошейнике, съ кольцомъ въ клюве или ноздряхъ, съ колокольчиком и т. д.
Если она изображена безъ хвоста, то называется уродливою (diffamee). Фигура въ половину и некасающаяся краевъ щита или другой фигуры называется полуфигурой. Иногда изображаются фигуры съ отрубленными членами или частями (рис. 342). Фигуры называются протто-идущими или противолежащими, если изображены, идущими или лежащими въ разныя стороны, одна подъ другою (рис. 348).
Иногда фигуры животныхъ изображаются натуральною финифтью. Въ этомъ случае оне сохраняютъ природные свои цвета и имеютъ произвольныя положенія.
Почти столь-же часто какъ и целыя животныя употребляются части ихъ: головы, ноги, лапы, рога, крылья, клыки и т. д. Если части эти отделены такъ, что лишены кожи или перьевъ, и показываютъ обнаженное мясо, то называются содранными (ecorchees) и должны быть червлеными. Но случаи такого изображенія довольно редки.
Млекопитающіяся.
Левъ. Онъ занимаетъ первое место между этими фигурами и служитъ символомъ власти, отважности, силы, храбрости, милости и великодушія. По этому часто употреблялся государями и сильными феодалами. Абсолютное положеніе льва должно быть въ профиль, поднявшагося на заднихъ лапахъ, языкъ высунутъ, конецъ хвоста обращенъ къ спине; такъ требуютъ французская и англійская геральдики. Но у насъ это положеніе конца хвоста никогда не соблюдалось и самый хвостъ часто изображается двойнымъ (рис. 344—348). Если левъ изображается идущимъ, то онъ называется леопардовымъ львомъ (lion leoparde) (рис. 350—352). Иногда левъ изображается стоящимъ (рис. 353), скачущимъ (рис. 354) и лежащимъ (рис. 355).
Леопардъ. Если левъ изображенъ идущимъ съ головою, повернутою впрямь, а конецъ хвоста обращеннымъ наружу, то получаетъ названіе леопарда (рис. 349).
Иногда леопардъ изображается въ положеніи льва, т. е. поднявшимся (leopard lionne), и отличіе его отъ последняго состоитъ лишь въ повернутой впрямь голове;
въ этомъ случае онъ называется львинымъ. Крайне редко онъ бываетъ сидящимъ (assis) и въ этомъ случа? изображается впрямь на заднихъ лапахъ, показывая всю переднюю часть туловища. Часто изображаются и отдельныя львиныя (собственно леопардовыя) головы (рис. 356—357) и лапы (рис. 358—359).
Тигръ. встречается въ гербахъ довольно редко. Онъ изображается пятнистымъ (рис. 360).
Медведь. Онъ служитъ символомъ предусмотрительности и изображается обыкновенно черною финифтью и всегда въ профиль. Онъ можетъ быть идущій, поднявшійся (рис. 361) или сидящій. Часто изображаются медвежьи лапы (рис. 362).
Волкъ. Онъ служитъ символомъ, злости, прожорливости, ненасытности, жадности и скупости. Онъ можетъ быть идущимъ или поднявшимся (рис. 363). Волкъ называется хищнымъ (ravissant), когда у него повернута голова, и онъ держитъ въ ласти ягненка. Иногда онъ изображается бегущимъ. Иногда встречаются какъ отдельная фигура волчьи зубы (рис. 364).
Вепрь. Символъ мужества а неустрашимости, всегда изображается въ профиль и бегущимъ.
Слонъ. Онъ служитъ символами: вечности, такъ какъ живетъ очень долго, благоговенія къ Богу — такъ какъ народы древности думали, что онъ покланяется солнцу, умеренности — такъ какъ естъ и пьетъ только въ известное время. Онъ также можетъ быть идущимъ, поднявшимся или стоящимъ.
Изъ другихъ дикихъ животныхъ, чаще другихъ встречаются: лисица (рис. 365—366), барсукъ (рис. 367), бобръ (рис. 368), соболь, заяцъ, кроликъ, белка, мышь и другія.
Собака. Она служитъ символомъ верности, преданности и повиновенія. Не смотря па громадное разнообразіе собачьихъ породъ, въ геральдике обыкновенно употребляются только две: борзыя и гончія, какъ необходимые спутники на охоте — любимомъ удовольствіи дворянства. Она изображается идущею (рис. 369), бегущею (рис. 370), сидящею, лежащею и редко прыгающею.
Кошка — символъ независимости. Изображается сидящею, а также напуганною, когда у нея взъерошена шерсть и поднятъ кверху хвостъ.
Конь. Совмещаетъ въ себе свойства разныхъ животныхъ: храбрость льва, зреніе орла, силу волка, быстроту оленя, ловкость лисицы. Онъ изображается всегда въ профиль и обыкновенно скачущимъ (рис. 37). Конь называется играющимъ (gai), когда изображенъ безъ узды, сердитымъ (effare)—когда поднялся на заднія ноги и можетъ быть взнузданный, покрытый латами, попоной, оседланный и т. д. Въ гербахъ помещаются и конскія головы (всегда въ профиль) (рис. 372).
Быкъ (волъ) и корова. Они изображаются всегда идущими (рис. 373).
Быкъ (символъ плодородія, труда и терпенія) долженъ иметь большой клокъ шерсти между рогами. Если онъ поднялся на заднія ноги, то называется бешенымъ. Часто встречается и отдельная бычачья голова (рис. 374), которая можетъ быть пронзена мечемъ (pic. 375—376).
Козелъ (рис. 877). оселъ, свинья, верблюдъ встречаются въ гербахъ гораздо реже.
Баран и овца (ягненокъ). Они изображаются идущими. Если они поднялись на заднихъ ногахъ, то называются прыгающими. Баранъ или овенъ (рис. 380) можетъ быть изображенъ истекающимъ кровью (рис. 378). Иногда встречаются отдельныя бараньи головы (рис. 379). Если овца изображается съ хоругвью, то она называется агнцемъ (рис. 381)—(иногда пасхальнымъ агнцемъ).
Олень — обыкновенно изображается идущимъ (рис. 382—383) или бегущимъ (рис. 384). Но онъ можетъ быть лежащій (рис. 385), скачущій и т.д.
Лань и буйволъ — встречаются въ гербахъ довольно редко. Чаще изображаются рога последняго, а также и оленьи (рис. 386).
Къ этой же группе изображеній должны быть отнесены еще два животныя:
Дельфинъ. Онъ служитъ эмблемою силы и изображается въ профиль, голова и хвостъ, направленные въ правую сторону щита. Иногда онъ изображается лежащимъ и издыхающимъ, когда у лежащаго дельфина раскрытъ ротъ и языка и зубовъ нетъ.
Китъ — царь водъ. Изображается въ гербахъ довольно редко и всегда лежащимъ въ профиль или плавающимъ въ море.

Птицы.
Орелъ — символъ власти и господства, а также великодушія и прозорливости. Изображается впрямь, показывая грудь и переднюю часть тела, съ широко разпростертыми крыльями, концы которыхъ обращены кверху. Голова должна быть повернута на право (рис. 387). Концы крыльевъ иногда опущены внизъ, и такое ихъ положеніе должно быть указано. Если въ щите изображено несколько орловъ, безъ клювовъ и съ опущенными крыльями, то они называются орликами (alerions). Орелъ часто изображается коронованнымъ и держащимъ въ лапахъ крестъ, мечъ, державу, кольцо и т. д. (рис. 388—390). Голова его можетъ быть повернута, что должно бытъ указано (рис. 391—392). Иногда онъ изображается летящимъ (рис. 393). Если орелъ изображенъ выходящимъ изъ сторонъ щита или другой фигуры, то онъ называется возникающимъ (рис. 394—398).
Крылья орла встречаются въ гербахъ чрезвычайно часто. Оне должны быть изображены обращенными одно къ другому концами вверхъ (рис. 399) и могутъ быть обременены какими нибудь фигурами: звездою, пчелою (рис. 400) и т.п. Если оне направлены концами внизъ, то называются опущенными (рис. 401). Оне могутъ быть возникающими (рис. 402). Бъ такихъ же положеніяхъ можетъ находиться и одно крыло (рис. 403—404). Последнее иногда соединяется съ лапою, образуя одну фигуру (рис. 405). Отдельныя лапы (рис. 406) встрчаются довольно редко; тоже самое должно сказать и объ отдельнымъ орлиныхъ перьяхъ; перья обыкновенно въ гербахъ лишь страусовыя (рис. л іо).
Воронъ - символъ терпенія, долговечности и мудрости, изображается черною финифтью и обыкновенно сидящимъ (рис. 409).
Журавль—символъ бдительности, изображается обыкновенно съ камнемъ въ правой лапе(рис. 411), а иногда съ поднятыми вверхъ крыльями (рис. 413). Съ камнемъ въ лапе изображается и страусъ (рис. 412).
Скворцы (рис. 414), жаворонки, совы (рис. 415), турухтаны (рис. 419), кукушки, сокола, аисты, цапли, вороны, попугаи, ястребы и т. д. не имеютъ особыхъ положеній.
Пеликанъ — обозначаетъ любовь родителей къ детямъ, равно какъ и попеченіе Государя о своемъ народе. Онъ изображается раздирающимъ собственную грудь, чтобы накормить своею кровью трехъ птенцовъ (рис. 416).
Райская птица- изображается или летящею (рис. 417) или сидящею съ поднятымъ вверхъ хвостомъ (рис. 418).
Павлин — символъ тщеславія, принимался въ гербе въ знакъ победы надъ гордымъ и тщеславнымъ врагомъ. Онъ изображается обыкновенно съ распущеннымъ хвостомъ.
Голубъ — обыкновенно изображается сидящимъ. Онъ служитъ символомъ смиренія и чистоты. Два целующіяся голубя съ распростертыми крыльями, означаютъ любовь, дружбу и супружескую верность; голубь, окруженный лучами — Св. Духа и въ этомъ случае онъ изображается впрямь съ распростертыми крыльями. Онъ можетъ быть также летящимъ и подымающимся, а иногда изображается съ масличною ветвью въ клюве. Форму голубя, придаютъ въ гербахъ и другимъ птицамъ, если порода последнихъ неизвестна (рис. 421).
Петухъ—символъ борьбы и боя, изображается идущимъ. Если онъ поднялъ лапу и раскрылъ клювъ, то называется ноющимъ (рис. 422—423). Къ его вооруженію принадлежатъ кроме клюва и когтей—гребень, щеки и шпоры.
Утка - изображается всегда идущею.
Дрозды—мерлетты (merlette) изображаются безъ клюва и лапъ (рис. 420).
Лебедь можетъ быть плавающимъ (рис. 424 и 427) или идущимъ (рис.425 — 426). Иногда онъ изображенъ сидящимъ.
Гусь — въ гербахъ почти не встречается.

ПРЕСМЫКАЮЩІЯСЯ, ЗЕМНОВОДНЫЯ, РЫБЫ И НАСЕКОМЫЯ.

Змея часто изображается въ гербе безъ обозначенія породы (рис. 429—430). Она служитъ символомъ предосторожности, мудрости, здоровья, когда изображена свернувшейся кольцомъ; ползущая - символъ печали, зависти, раздора, мятежа, неблагодарности; держащая во рту хвостъ — символъ вечности; изображенная въ ногахъ мира — войну и ссору и т.д. Крайне редко изображаются ужъ и гадюка. Иногда она изображена обвившеюся вокругъ столба, поглащающею ребенка.
Саламандра. Такъ какъ думали, что она не горитъ въ огне, то ее всегда изображали среди пламени.
Улитка изображается вне своей раковины.
Черепахи, раки (рис. 431), ящерицы и лягушки — встречаются довольно редко.
Раковины (устричныя) помещаются наружною (рис. 432) или внутреннею (рис. 433) стороною.
Рыбы — Обыкновенно изображаются безъ определенія породы (рис. 434-436). Иногда оне употребляются какъ символъ молчаливости. Изъ отдельныхъ породъ чаще другихъ встречаются карпы (рис. 437), щуки (рис. 438), стерляди (рис. 439), усачи, форель и другія.

Насекомыя довольно редки в гербах. Обыкновенно это пчела - символъ трудолюбия (рис. 440-441), шмель, жукъ, комары, муравьи и другия. Бабочка служитъ символомъ легкомысленности и пустоты, и помещеніе ея означало победу надъ врагомъ съ такими качествами. Если на крыльяхъ ея помещены разныя финифти, то она называется пестрою.

ИЗОБРАЖЕНІЯ РАСТЕНІЙ.

Деревья изображаются въ гербахъ обыкновенно безъ обозначенія породы. Если корни видны, то дерево называется вырваннымъ. Но иногда помещаются: дубъ (рис. 442—443), который отличается раскидистыми коренастыми ветвями или покрывающими его желудями (рис. 444), сосну отличающуюся своими шишками, тополь - пирамидальною формою, березу (рис. 445), ель (рис. 446-448), лавръ (рис. 449), а чаще еще венки (рис. 450-452) и ветви (рис. 453, 454 и 457) этого дерева; ветви липы (рис. 455) или маслины (рис. 456), пальму (рис. 458—459), яблоки (рис. 460), груши (рис. 461), виноградная лоза (рис. 462) и т.д.
Дикая вишня (crequier) изображается въ фантастическомъ виде въ форме семисвечника.
Вообще растенія сохраняютъ свои естественныя формы. Исключеніе представляютъ лишь, какъ замечено выше, дикая вишня, а затемъ лилія, роза, граната и три—четыре и пятилиственники.
Роза изображается ввиде розетки, состоящей изъ пяти или четырехъ лепестковъ и пяти шиповъ съ кружкомъ въ середине (сердцевиной) (рис. 463 и 465). Сердцевина иногда бываетъ иной финифти. Помимо своей геральдической формы роза встречается въ гербахъ и въ своемъ естественномъ виде (натуральная роза) (рис. 464 и 466).
Граната — (символъ искренности, дружбы и пріязни) изображается съ верхушкой ввиде короны; середина кожи плода снята продолговато, такъ что видны ядра его.
Лилія—помимо своего естественнаго вида (рис. 467 — 468) употребляется въ гербахъ и въ особой чисто геральдической форме (рис. 469), и притомъ въ последней чаще, чемъ въ первой.
Трилистникъ (рис. 471}, четырехъ и пятилистники — состоятъ изъ такого числа лепестковъ, сходящихся въ середине.
Крайне редко въ гербахъ встречается подсолнечникъ (рис. 470), всегда сохраняющій свой естественный видъ. (рис. 476) встречаются въ гербахъ довольно часто.

ИЗОБРАЖЕНІЯ ПЛАНЕТЪ, ЗВЪЗДЪ И СТИХІЙ.

Солнце — символъ истины, правды, премудрости, провиденія и плодородія. Оно изображается ввиде диска съ человеческимъ лицомъ, окруженнымъ 8-ю прямыми и 8-ю извилистыми лучами или сплошнымъ сіяніемъ (рис. 477). Солнце можетъ быть восходящимъ (рис. 478) — когда помещено въ правомъ верхнемъ углу щита и заходящимъ, когда въ левомъ. Если оно изображено безъ лица, то называется затемненнымъ (ombre de soleil), а если оно финифтяное, то называется солнечною тенью.
Луна — изображается ввиде серпа, двумя рогами, обращенными вверхъ (рис. 480). Если рога ея обращены иначе (рис. 479), то это должно быть указано. Иногда и серпъ луны имеетъ человеческое лицо.
Звезды. Французскіе геральдиоты, помещая звезды въ гербе, даютъ имъ пять лучей, не упоминая въ этомъ случае о числе последнихъ. Немецкіе геральдисты прибавляютъ еще одинъ—шесть лучей и тогда только не указываютъ число. Такъ какъ въ нашихъ гербахъ встречаются звезды французскаго и немецкаго происхожденія, то правильнее будетъ всегда указывать число лучей ихъ, которыхъ обыкновенно встречается шесть (рис. 481), реже пять (рис. 482) или восемь лучей (рис. 479).
Комета — изображается восьмиугольною звездою, одинъ лучъ которой въ три раза длиннее остальныхъ, извилистъ и перпендикулярно опускается къ острію щита.
Міръ — изображается символически державою.
Облака—изображаются серебромъ (рис. 484—485) или чернью и иногда бываютъ усеяны звездами (рис. 486).
Радуга — изображается всегда натуральною финифтью (рис. 483).
Земля—изображается ввиде известныхъ странъ, напримеръ, Италія въ гербе Суворовыхъ (рис. 487), острововъ (рис. 488—489), скалъ или горъ
(рис. 490—492), холмовъ, долит и т п., иногда натуральною, а иногда и другими финифтями.
Вода — моря и реки изображается лазурью или серебром (рис. 493-495).
Огонь — обыкновенно ввиде костра или пламени у факеловъ, огненныхъ языковъ (рис. 496) и т. п.

Искусственныя Фигуры.

Искусственныя фигуры помещались въ гербахъ большею частью въ память какого либо событія тесно связаннаго съ изображеннымъ на щите предметомъ. Нетъ никакой возможности дать не только полный, но хотя бы достаточно полный перечень всехъ искусственныхъ предметовъ, употребляющихся въ геральдике. Въ этомъ нетъ и надобности, такъ какъ фигуры эти всегда изображаются въ томъ виде въ которомъ они употребляются на самомъ деле, принимая только геральдическіе цвета.
Такъ какъ воинскія заслуги составляли одинъ изъ главнейшихъ путей къ достиженію дворянскаго достоинства, то естественно, что воинскіе предметы должны были получить огромное примененіе въ гербахъ. И действительно предметы военнаго быта составляютъ главнейшую группу искусственныхъ фигуръ. Это было и потому, что война составляла главное занятіе дворянина въ западной средневековой Европе. Чаще другихъ въ гербахъ встречаются мечи (рис. 497), шпаги (рис. 498-499), щиты (рис. 500-501), шлемы (рис. 502), панцири (рис. 503-504), копья (рис. 505), топоры (рис. 506), секиры (рис. 507), колчаны (рис. 508), пращи (рис. 509), пистолеты (рис. 510-511), ружья (рис. 512), штыки (рис. 513), пушки (рис. 514-515), стремена (рис. 516), подковы (рис. 517), шатры и палатки (рис. 518-519) и пр.
Духовный бытъ также внесъ массу изображеній; такъ мы встречаемъ: четки, посохи, орари, митры (рис. 521), подсвечники, хоругви (рис. 520) и проч.
Домашній бытъ даетъ кольца, кувшины, пряжки, книги (рис. 522), колеса (рис. 523), полотенца (рис. 524), грабли (рис. 525), шубы (рис. 526), огнивы (рис. 527) и т.д.
Науки и искусства имеютъ массу представителей. Строительное искусство дало замки, чертежные инструменты (рис. 529), полисады (рис. 528), мосты (рис. 537), башни (рис. 530—532), крепости (рис. 533—536). Последнія могутъ быть съ закрытыми или открытыми окнами и воротами. Въ послднихъ иногда помщается фигура воина, льва и т.д. Башни и крпости могутъ быть также украшены зубцами, развивающимися на нихъ знаменами и т.д.
Морское дело представило целую массу разныхъ судовъ; должно заметить, что кораблемъ называется всякое судно, названіе котораго не указано (рис. 540 — 541). Лодки (ладьи) (рис. 538 — 539), якоря (рис. 530) и проч. встречаются довольно часто. Иногда изображаются каналы (рис. 542), понтоны и т. п.
Корабль изображается съ убранными, а иногда съ распущенными парусами. Если носъ и корма ладьи украшены фигурой (головой льва и т. п.), то такая ладья называется древней. Иногда последняя изображается съ сидящими гребцами.
Короны дворянскія (рис. 543), графскія (рис. 544), королевскія (рис. 545), княжескія (шапки) (рис. 546), городскія (рис. 548); державы (рис. 549), столбы въ виде башни или шахматной ладьи (рис. 550 — 55Л, жертвенники (рис. 552), кадуцеи (рис. 553) и другія фигуры встречаются въ гербахъ довольно часто.
Иногда въ гербахъ изображаются буквы,- начальныя фамиліи или другія (рис. 554—556). Иногда встречаются целыя фразы, надписи, названіе города или даже планъ той местности, где произошло событіе, послужившее къ пожалованію герба.
Въ некоторыхъ гербахъ восточнаго происхожденія встречаются тамги (рис. 557).
Некоторыя искусственныя фигуры имеютъ символическія значенія. Такъ арфа или лира иногда служитъ символомъ пенія или музыки. Гвоздь знакъ необходимости, нужды, также страданія. Рогъ изобилія (рис. 558 — 559), означаетъ иногда великодушіе, богатство, щедрость и счастіе и т. д.

ФАНТАСТИЧЕСКІЯ ФИГУРЫ.

Сирена. Женская фигура — имеющая вместо ногъ рыбій хвостъ. Она служитъ символомъ красноречія, пріятности голоса, пенія и роскоши. Обыкновенно изображается со свиткомъ, двумя флейтами, лирою, зеркаломъ или гребнемъ въ рукахъ (рис. 560).
Сфинксъ. Служитъ символомъ разума, веры, мудрости и сохраненія тайны. Онъ изображается съ женскою головою, когтями льва и остальнымъ туловищемъ собаки. Иногда ему придаютъ орлиныя крылья, а туловище львиное.
Гарпія. Обыкновенно служитъ символомъ скупости, сребролюбія и разныхъ пороковъ, а иногда крепости и силы. Она изображается всегда впрямь и имеетъ женскій бюстъ, а остальное туловище орлиное.
Химера. Она изображается съ женскою головою и грудью (иногда съ львиною головою), туловищемъ козы, львиными лапами и змеинымъ хвостомъ (рис. 561).
Центавръ (кентавръ). Передняя часть туловища у него человеческая (голова, грудь и руки), а остальная — конская (рис. 562 — 563). Если часть эта бычачья, то такая фигура называется минотавромъ. Иногда кентавръ называется въ нашихъ гербахъ стрельцомъ.
Драконъ. Фантастическое животное, имеющее голову и ноги орлиныя, туловище крокодила и крылья летучей мыши (рис. 564). Иногда онъ имеетъ человеческую голову и въ такомъ случае называется чудовищнымъ. Если у него голова львиная, то онъ называется драконообразнымъ львомъ.
Водяной левъ имеетъ переднюю половину туловища львиную, а заднюю рыбью.
Козерогъ — на половину козелъ, на половину рыба (рис. 565).
Вампиръ или крылатый змей (рис. 566).
Пегасъ или крылатый конь изображается почти всегда серебромъ (рис. 567—568).
Грифъ. Фантастическая фигура, имеющая переднюю половину орлиную, а заднюю — львиную (рис. 569 — 572). Символъ могущества и власти.
Фениксъ — фантастическая птица символъ вечности и воскресенія мертвыхъ. Такъ какъ думали, что онъ возрождается изъ своего пепла, то всегда изображается на костре, глядящимъ на восходящее солнце. Если костеръ отличнаго отъ птицы цвета, то онъ указывается.
Единорогъ — символъ чистоты, силы, твердости. Изображается ввиде коня съ длиннымъ рогомъ, идущей со лба внизъ козьей бородой, раздвоенными копытами и львинымъ хвостомъ, Но прежде въ нашихъ гербахъ онъ изображался конемъ оъ рогомъ на лбу (рис. 573 — 575). Онъ называется угрожающимъ, когда изображенъ поднявшимся. Очень часто въ гербахъ встречаются борящіеся левъ и единорогъ (рис. 576), а также левъ и грифъ (рис. 577).


«РУССКАЯ ГЕРАЛЬДИКА» выходитъ выпусками. Всего будетъ семь выпусковъ по ТРИ рубля каждый. Въ тексте будетъ помещено около 3000 рисунковъ.
Подписка на третій и последующіе выпуски принимается въ книжномъ магазине А. Ф. Цинзерлинга, (бывш. Мелье и К0)., Невскій, 20 у Полицейскаго моста.
Выпускъ третій печатается.
Выписывающіе изъ книжнаго магазина Л. Ф. Цинзерлинга за пересылку не платятъ. Высылается наложеннымъ платежемъ.

Цена 3 рубля.

яндекс.ћетрика